rezoner: (Default)
[personal profile] rezoner
Когда я первый раз услышал о романе "Мастер и Маргарита".

Мне было 10 лет. Зимой 1967 года, где-то в феврале, я шел с отцом домой из бассейна "Москва". У нас в том году был абонемент, и это был для меня праздник, каждый поход.

Но в тот день, к сожалению, у меня разболелась голова - я в отрочестве страдал от мигреней. Наследственное.

Мы шли ко входу на метро "Кропоткинская", я уже пожаловался отцу, и он очень переживал, что не захватил с собой таблетки. Но он старался меня как-то развлечь, и сказал:
- Это у тебя благородная болезнь - гемикрания.
- Что это такое? - заинтересовался я, несмотря на боль.
- Это когда болит половина головы, - объяснил отец. - У меня есть книжка, там про это написано. Тебе она понравится, я уверен.
Я расспросил его о деталях, меня это отвлекло немножко. Скоро мы доехали до дома отца (они тогда уже развелись с мамой, но была суббота, я в субботу был у отца, и для меня это был мужской праздник). Я съел таблетку, уснул, и всё прошло.

Когда я проснулся, я сначала сообщил о своем выздоровлении, а потом попросил книжку. Отец, обрадованный, тут же вручил мне номер журнала "Москва". Было уже довольно поздно, так что я лег в постель и впился в текст.

Я прочитал примерно половину первой книги, и был совершенно захвачен и очарован.

Но вот что я должен сказать: на следующий день я дочитал первый номер журнала, начал вторую часть - ту, которая начинается словами: "За мной, мой читатель!' - и заскучал. Она показалась мне слишком дидактической, невыразительной, короче, я ее бросил. И прочитал только через пару лет, когда, наконец, оценил.

Наверное, мой пример показывает, когда надо эту книгу читать.

Date: 2024-02-01 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Я впервые услышал тогда же (и в том же возрасте, соответственно) - сразу после публикации в "Москве". Родители мне зачитывали юмористические фрагменты. Сам прочитал года через 2-3.

Date: 2024-02-01 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] aka-human.livejournal.com

Хм, я прочитал роман куда позже, когда мне было лет 16. Вчитался мгновенно, прочитал быстро, но конец книги разочаровал, даже раздражил. Осталось ощущение фрагментарности, недоделанности. С тех пор не пытался прочитать ещё раз.

Date: 2024-02-01 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] julinona.livejournal.com
Впечатление, что некоторые места в книге "сырые", и у меня осталось.
Некоторые "нестыковки" тоже были.

Я роман лет в 18 прочитала.
Но иногда всё-равно перечитывала.)))

Date: 2024-02-01 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Он технически и является недоделанным. Булгаков успел его дописать, но не успел доредактировать - в частности, остались некоторые сюжетные нестыковки. Как пишут в отзывах не диссертации, это не меняет общего впечатления;)

Date: 2024-02-01 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] 13-klyaks.livejournal.com
Отзывы на диссертации пишут заведомо образованные люди :-)

Date: 2024-02-01 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] igor-abramov.livejournal.com

А я получил эту книгу в виде переплетенного машинописного текста на уроке истории от нашего тогдашнего классного руководителя Ефима Лазаревича Рачевского. Таким образом он пытался нейтрализовать мою излишнюю активность во время занятий. Попытка вполне удалась. Вероятно, это было осенью 1981 года. В любом случае, разброс не более полугода.

Edited Date: 2024-02-01 07:52 am (UTC)

Date: 2024-02-01 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] kvark36.livejournal.com

Книга попала ко мне во время позднего студенчества, т.е. 4-й или 5-й курс. До этого я вообще не подозревал о ее существовании. Булгаков ассоциировался с "Собачье сердце" и "Белая гвардия" прочитанные ранее и вызвавшие много положительных эмоций. Читал Мастера долго и мучительно. Так и не понял чему люди так восхищаются в этой книге. К книге больше не возвращался, экранизации не смотрел.


От прочитанного осталось впечатление, что автор просто хотел вылить свою злость и раздражение от своей жизни на читателя.

Date: 2024-02-01 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] ai-sur.livejournal.com

и так тоже бывает )

Date: 2024-02-01 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Мне кажется, я позже читал, классе в 5-6, т.е. в 1969-71 гг.

Date: 2024-02-01 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Журнал "Москва" сделал очень качественный маркетинговый ход. Первая часть вышла в ноябре 1966 г., когда еще можно успеть подписаться на следующий год, а вторая - в январе 1967, в качестве награды тем, кто подписался.

Date: 2024-02-01 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] starshoi.livejournal.com
Надя Рушева же. Лет в 15 начал про нее что-то читать, что мол талантливый ребенок какую-то мне неизвестную книжку проиллюстрировала. Пришлось искать книжку, на первом курсе со мной поделились журналом «Москва», а потом дали на ночь ардисовское, кажется, издание, где курсивом были выделены места, пропущенные в журнале. Как например, «Он разрешил войти когорте Великолепного, которая продефилировала по городу». Почему и зачем эти места были вычеркнуты не знаю до сих пор.

Date: 2024-02-01 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ai-sur.livejournal.com

это вроде "Посева" издание было, очень интересно было пытаться понять за что каждый кусок выкидывали

Date: 2024-02-01 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] starshoi.livejournal.com
Да, скорее всего, Посев, темно-красная обложка и очень тонкая бумага, почти папиросная. Просто тогда была смесь Ардиса и Посева, я уже подзабыл, что, где, когда. И действительно, выбор цензурированных мест иногда просто ставил в тупик. Ну вот почему надо было выбросить дефилирование когорты? При этом у нас в институте «пеняли» (вплоть до исключения) за любые чтения тамиздата, но была градация — за Мастера и Живаго, например, просто сильно предупреждали, за Архипелаг выгоняли.

Date: 2024-02-01 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] 13-klyaks.livejournal.com
Иногда банан - просто банан :-) Часть выкинутого попала не потому, что кто-то усмотрел там криминал, а просто ради экономии места, сделали т.н. "журнальный вариант". Во всяком случае, встречалась мне такая версия... хвост на отсечение не дам, но поделиться не жалко :-)

Date: 2024-02-01 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] starshoi.livejournal.com
Да, я про такие версии слышал тоже, у меня отец много лет работал редактором во всяких издательствах и рассказывал об их дисциплине и выборе. Самое главное — страх перед начальством, поэтому перебдеть считалось нормой.

Date: 2024-02-01 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] ok-66.livejournal.com
По одной из версий сокращали потому, что надо было в этом же номере опубликовать идеологически верную повесть о жизни советской Тани в буржуазном Лондоне.

Date: 2024-02-01 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] ran-khar.livejournal.com
Я в 7 классе перешла в матшколу и у меня в появились новые друзья и подружки. У подруги были переплетенные журналы и так я прочитала Мастера первый раз, а потом ещё много раз перечитывала из того же источника. Благодаря той же подруге "Понедельник..." и Джеральд Дарелл.

Date: 2024-02-01 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я читала не журнал, а уже отксерокопированную - или машинописную? - переплетенную версию. Хорошо помню ее зеленую коленкоровую обложку, но вот кто мне ее дал и в каком году это было, хоть тресни, вспомнить не могу - но точно не родители. Лет мне было побольше 10, но поменьше 15.

Date: 2024-02-01 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] 13-klyaks.livejournal.com
Мне в 67-м, конечно, журнала "Москва" не давали :-) Читала много позже, уже в институте, курсе на первом-втором. Хотя упомянутая выше Надя Рушева - да, была, и иллюстрации попадались (в "Юности", наверное, больше где же)... но даже если и заинтересовалась (а, помнится, не особенно) тогда - где же взять? Когда перепало, тогда и прочитала. Финал сильно разочаровал, это помню.
Примерно тогда же попало в руки и "Собачье сердце", и вот с ним получилось совсем непонятно. Было четкое ощущение дежавю - "я это уже читал", хотя и тогда была уверена, и сейчас понимаю, что прочитать мне его было негде, так что не могло такого быть. А вот поди ж ты.

Date: 2024-02-01 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ymarkov.livejournal.com

Я читал в 1984 уже книгу. Очень понравилась. Написал по ней сочинение "Что я прочёл этим летом". Учительница поставила пятёрку... и вызвала в школу мать объяснить ей, что нечего давать такие книжки восьмиклассникам.

Date: 2024-02-01 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] haurhot.livejournal.com

Читал уже когда можно было и не впечатлило: имхо, прав Гаспаров-книга же пенсионная, а школота только розовые сопли про лубофь там и увидит. Но не поймёт реально важного, что дьявол-это настоящий дьявол, а Маргарита-расфуфыреная дура. Про примус и не говорю-сейчас это только фанаты подобной техники понимают(керосиновый примус, как советский Рекорд, нельзя заправлять бензином-рванёт). Забавно, что это не только МиМ такой, но и фактически вся русская литература: писали для старящихся людей, перешагнувших во вторую половину жизни, а потому их проблемы юношеству не только безразличны, а непонятны до незамечания оных.

Date: 2024-02-01 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] nnagina.livejournal.com

интересно, а написаны уже толстые тома комментариев к МиМ, по типу тех, что уже есть к "12 стульям" или вообще к "Онегину"?


там ведь для современного подростка всё из серии "бразды пушистые взрывая"...

Date: 2024-02-01 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] haurhot.livejournal.com

Да, всё это есть, на "Онегина" несколько томов Лотмана, к примеру, но ведь тамошние темы подростку просто в силу возраста не интересны. Ну нет у него пока жизненного опыта смежного, чтобы это было актуально, интересно, полезно. Потому, думаю, заставлять детей читать "стариковские" книги, хоть с томами комментариев, что без не имеет смысла: заставить, как на "литре" и делают, вызубрить "правильные" ответы можно, а вот понимания и увеличения багажа жизненного опыта ждать наивно.

Date: 2024-02-01 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] nnagina.livejournal.com

ну, мне было довольно интересно читать комментарии и Набокова, и Лотмана, и Щеглова, но не в школе уже, а эдак лет через 10


но я вообще люблю всякие раскопки исторические

Date: 2024-02-01 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] haurhot.livejournal.com
не в школе уже, а эдак лет через 10-именно! Когда уже пообтёрся в жизни и преинтересно, а как у других было, как разруливали и выкручивались?
Я авиационные биографии пристрастился читать: по прочтении, наверное, второй дюжины только понял, что там же везде неявно есть, что в лётчики в общем-то, отбирали профессиональных дураков:)) Т.е. наивных, романтичных, недалёких, легкоуправляемых юношей, которые начальство слушаются лучше чем родителей и не замечают, как смертности лютой, так и её причины-вопиющего распиздяйства во всём, от техобслуживания самолёта, до проработки вылета, и кадровых решений. Вот такое интересно, но малышне же такое не объяснишь никак, это надо самому понять. Хотя, оно вполне у многих прямо написано-родители были против авиаучилищ и были в ярости от поступления. Хотя и не до уровня, когда девку-радистку, после окончания курса отец-полковник просто запер в шифонере под вопли "Немецкая подстилка! Шпион!", а потом в 45 она оказалась единственной живой из выпуска.

Date: 2024-02-01 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] nnagina.livejournal.com

я читала в конце школы, то есть примерно 1983-85 год, одноклассница дала ту самую "Москву", проглотила прям за два дня


но всю "религиозную" часть пропускала, ибо в силу своего атеистического воспитания не понимала ВООБЩЕ, о чем это такое, ну то есть совсем


про Торгсин мне мама осторожно объяснила, что это типа нашего "Альбатроса" в те времена


сейчас смешно, конечно

Date: 2024-02-02 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] 13-klyaks.livejournal.com
Забавно. Про "Альбатросы" я впервые услышала буквально несколько лет назад ("Березки", правда, знала и раньше. Теоретически, конечно), а вот слово Торгсин было знакомо с детства. Была такая милая книжка "Казаки-разбойники" Матвеевой, вышедшая где-то в начале семидесятых.
------
— А зачем вы там около метростроя стоите? Каждый день. Зачем? И куда вас сегодня водили? Разве не в милицию?
— Я не ходил на шахту метро, нет! Я ходил в торгсин! Торговля с иностранцами, понимаешь? Сокращённое слово. Я иностранец, покупал покупки в этом магазине на свои иностранные деньги. И никакой милиции... Имею право. Поняла? Мои деньги, мои покупки! Я там встретил свой знакомый и пошёл. И выскочил сумашеший мальчик. Туда прибегал. Сюда прибегал. Гусейна повели, шпион, да? А я нет, не шпион. Ты смешной молодец, девошка Любка!
------
На кой оно мне запомнилось - бог весть. Однако застряло в голове, и странное слово вопросов потом уже не вызывало...

Date: 2024-02-01 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] nebotticelli-xl.livejournal.com

Коричневый том, начало семидесятых. "Белая гвардия", "Театральный роман", "Мастер и Маргарита". Папик соученицы был д.т.н. лауреат, имел доступ к.


мне около двадцати.

Date: 2024-02-01 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Я тогда и читала в первый раз, в '66 и '67, ещё в школе.
Родители знали, что он выходит, и подписались на 2 последних номера в '66.
А на '67 надо было подписаться не меньше, чем на полгода (или год сразу, не помню уже). Пришлось подписываться, а то боялись, что иначе не достанем. Мы всегда выписывали "Новый мир", а "Москву" только в тот момент. Журналы те потом передавали из рук в руки, и в конце концов они где-то затерялись. Я очень горевала.
При первом прочтении роман меня ошеломил, я заглотнула почти в беспамятстве первую часть и не могла дождаться второй. Люблю его очень до сих пор.
Потом уже, в университете, мой однокурсник, заваливший матан, попросил у меня конспекты за семестр. Я дала без всякой задней мысли, а он потом вернул их мне с бесценным "процентом" — скопированным из журнала и переплетённым романом. В те времена это было абсолютно недостижимым делом. Но у него мама работала на "множительной базе". )
Это "первое издание" сохранилось до сих пор.

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
212223 24252627
28 293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 10:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios