rezoner: (Default)
[personal profile] rezoner
Читаю Слёзкина, "Дом правительства". Основательный труд, 867 страниц, да еще сотня страниц приложений - библиография, именной указатель.

Вначале шло с трудом: не очень интересные сравнения марксизма с другими религиями. Потом повеселее. Дочитал до момента, когда Свердлов сдох. Огромное облегчение, и одновременно ужас - а если бы эта мразь прожила еще 5, 10 лет? Что осталось бы от России?

Date: 2019-08-08 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2019-08-08 05:00 am (UTC)

Date: 2019-08-08 05:18 am (UTC)
gennadydobr: (mudrost)
From: [personal profile] gennadydobr
От того, какой конкретно паук
стал царём горы в кремлёвской банке,
мало что изменилось бы в истории и в жизни людей,
населявших территорию бышей Российской империи.
Взяв однажды власть в стране, большевики не хотели, да и не могли с ней расстаться.
А логика удержания власти диктовала и стратегию, и тактику управления захваченным.
Так что вряд ли "внезапная" смерть Якова Свердлова сильно повлияла на историю.

Date: 2019-08-08 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Всё это из разряда "сослагательных наклонений в истории". Я вполне допускаю, что пришедшие Свердлову на смену были такими же патологическими убийцами. Но всё же естественное чувство справедливости тешит себя этой смертью.

Date: 2019-08-08 05:32 am (UTC)
gennadydobr: (mudrost)
From: [personal profile] gennadydobr
Тогда можно утешиться мыслью, что через русский антисемитский кулак проявилась рука провидения. Версия о его смерти от побоев вполне легитимна. И громовой голос не спас.

Date: 2019-08-08 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Да, это было бы хорошо, но я не верю в такое политическое чутье соотечественников.

Date: 2019-08-08 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
Версия смерти от испанки, которой объясняют уход вампира - верна не на 100%, ему могли помочь соратники?

Date: 2019-08-08 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] ivanoff272.livejournal.com
читал где-то версию, что Я.М. Св. мог "направлять" руку Фанни К.
а это через пол-года был ответный привер "от Володи"

Date: 2019-08-08 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
Об этом читал и я.
Только, вроде, от Феликса: тот расчухал, что Предсовнаркома - не единственная мишень.

Date: 2019-08-08 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Слёзкин других версий не рассматривает. Не знаю, почему. Вообще, он историк очень серьезный и по отношению к большевикам непредвзятый.

Date: 2019-08-10 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] maxnicol.livejournal.com
Конечно, мог быть и грипп - безо всякой конспирологии.
Только вот не любил Яков Михайлыч никого, а мешал многим.
И интересно, что умер он тогда один - а его сотрудники этой тяжелейшей формой не заразились.

Date: 2019-08-22 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] tdm11.livejournal.com
Мне кажется, что структура книги и подход автора к подбору материала и изложению не предусматривал какого-то анализа вариантов и концепций. Он работал с историей как с мозаикой, используя те участки панно, которые лучше сохранились. Задачи восстановить всю картину он, по-моему, перед собой не ставил. Только кисточка для расчистки пыли, никакого вмешательства.
Книга мне понравилась.

Date: 2019-08-08 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] avla.livejournal.com
> логика удержания власти диктовала и стратегию, и тактику

Я тоже склоняюсь скорее к такой точке зрения, но до известной степени.

Например "сталинские репрессии" всё-таки были гораздо более масштабными и жестокими,
чем диктовала "логика удержания власти".
Об этом говорит тот факт что после смерти злодея "репрессии" резко снизились и уже никогда не достигали прежнего размаха.

Date: 2019-08-08 05:39 am (UTC)
gennadydobr: (mudrost)
From: [personal profile] gennadydobr
Название не понял...

Date: 2019-08-08 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Упс. Осталось от вчерашнего :) Исправил.

Date: 2019-08-08 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] 13-klyaks.livejournal.com
Ни года без книжки :-)

Date: 2019-08-08 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
То есть автор демонизирует Свердлова. Ясно.

Date: 2019-08-08 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Вот-вот. Из всего, что я знаю, мне не кажется, что он как-то выделяется из остальных, кроме как хорошими организаторскими способностями.

Date: 2019-08-08 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
То есть, остальные теоретизировали, а он методично вырезал людей.

Date: 2019-08-08 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Особенно Бэла Кун и Землячка теоретизировали в Крыму уже после смерти Свердлова. Да и Троцкий не очень-то теоретизировал, и Лукич.
Edited Date: 2019-08-08 02:35 pm (UTC)

Date: 2019-08-08 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Да я не спорю, были и другие нелюди. Просто я не видел раньше такого подробного разбора именно Свердлова.

Date: 2019-08-08 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Почему "демонизирует" - просто приводит много документов его авторства, а также конкретных дел.
Edited Date: 2019-08-08 06:43 pm (UTC)

Date: 2019-08-08 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Это логически вытекает из Вашей эмоциональной реакции. На беспристрастное исследование такой бы не было.

Date: 2019-08-08 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Это я просто эмоциональный человек. Когда читаю такое:

"«Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.
Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
Уравнять пришлых, иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.
Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у которого будет обнаружено оружие после срока сдачи."

- как я должен реагировать? Слезкин приводит это без комментариев.

Date: 2019-08-08 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Ну да, на такое, особенно на первый абзац, эмоциональна реакция гарантирована.

Вопрос в том, какие директивы отдавали в то время другие руководящие товарищи. Я ж не говорю, что Свердлов был белый и пушистый. Но путем цитирования одних директив и не-цитирования других направить эмоции читателя можно в самых разных направлениях.

Date: 2019-08-08 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Я полагаю, в данном случае никакой сознательной манипуляции не было. В предыдущих главах Свердлов показан мыслящим человеком, а его поведение после революции просто является итогом этих мыслей :) И книга не о нем, это просто фрагмент, который я вчера читал.

Вообще, я не хочу исполнять роль Рабиновича, демонстрирующего искусство Карузо. Почитайте сами. Мне эту книжку горячо рекомендовал Толя Голубовский, может, Вы его знаете.

Date: 2019-08-08 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] twemlow.livejournal.com
А у нас он всё стоит напротив универа, ручонкой в нашу сторону показывая. Историческую справедливость вершит какой-либо птиц, систематически гадящий на макушку

Date: 2019-08-10 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"не очень интересные сравнения марксизма с другими религиями"

Ну вот, а мне как раз именно это и показалось самым интересным :)

Что же касается самой манеры подписывать своим именем книгу, которая на 90% состоит из цитат исторических документов, то мне она кажется странной: на мой взгляд, правильное обозначение роли такого человека - редактор (нисколько не умаляя значительности это роли). А?

Date: 2019-08-10 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Это исторический труд. У них своя специфика: работа с источниками требует подробного цитирования. Подбор документов сам по себе огромный труд. Комментарии могут занимать скромное место.

Вас же не смущает, что Платон подписывал своим именем диалоги, состоящие в основном из слов Сократа?

Date: 2019-08-10 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Труд, несомненно, огромный, но жанр, мне все же кажется, другой.

Date: 2019-08-10 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Вообще-то, это по жанру диссертация, сделана в Беркли на грант. Диссертацию можно своим именем подписывать? Или писать "редактор"?

Date: 2019-08-10 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Диссертация уж тем более предполагает некий авторский анализ документов, а не простое их воспроизведение. Представьте, если бы в биологических диссертациях мы заставляли читателя самостоятельно продираться через все наши raw data, вместо того, чтобы самим произвести их анализ?

Судя по всему, есть немало читателей, которым нравятся подобные книги - они говорят, что любят сами делать выводы из предоставленных автором объективых фактов. Но я к ним не отношусь - я предпочитаю, чтобы черновую работу за меня сделал автор книги :) Вот тут я попыталась объяснить свои пристрастия на примере биографий.

Date: 2019-08-10 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Я считаю, что анализа там больше чем достаточно. Это не вываленные беспорядочно документы.

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
212223 24252627
28 293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 11:48 am
Powered by Dreamwidth Studios