rezoner: (Default)
[personal profile] rezoner
Первый раз я по-настоящему прочувствовал эту вещь вот как.


Мы тогда жили с друзьями в поселке Рыбное, под Дмитровом. Название, конечно, не ахти. А на самом деле это был небольшой, очень уютный, почти академический поселок, стояло в нем 5 или 6 пятиэтажек, жило человек с тысячу, и все в основном работали в институте прудового рыбного хозяйства. Ихтиологи, рыбоводы, альгологи, экологи - такой народ.

Поселок был очень мирный, изнывающей от безделья слободской шпаны в нем не было, все друг друга знали, и нашу компанию, из МГУ, хорошо принимали. Мы, собственно, многого не просили - дали нам несколько помещений в глубоченном подвале, мы оборудовали там лаборатории, поставили кучу аквариумов, выращивали всякую пресноводную живность, меряли ее, считали под микроскопом - обычная полевая биологическая рутина.

Одна из особенностей подвала была в том, что он был очень глубоко под землей - 25 ступенек. Температура там была всегда 16, тишина как в могиле, если не включать музыку, и ход времени вообще прекращался. Поэтому у нас расписание сдвигалось постоянно черт-те куда, да и какая была разница?

Чтобы бороться с ощущением подводной лодки, мы притащили туда хорошую аппаратуру, практически студийную по тем временам, и кучу записей. Так потихоньку что-нибудь всё время играло, особенно когда остаешься один - очень выручало. Ну, или не очень тихонько - все-таки 200 ватт в бетонном огромном подвале звучит хорошо. И цветное освещение тоже поставили, для создания настроения.

Однажды мои товарищи разошлись, а я остался на всю ночь считать свои пробы рачков. Считать их надо было под бинокулярным микроскопом - он дает небольшое увеличение, 25-50 раз, но хорошую стереоскопическую картинку. Собственно, мне нужно было пересчитывать количество рачков по видам - столько-то Daphnia magna, столько-то Dapnia longispina, столько-то Bosmina longirostra. Но они же, заразы, плавают туда-сюда! А убивать их было нельзя, потому что мы, вообще-то, следили за их ростом.

Долго мы думали, как бороться с непослушными тварями, и нашли такой способ: мы их усыпляли, подсыпая в воду кристаллик уретана (NH2COOC2H5), потом выливали пробу в камеру Богорова (это толстая пластина из прозрачного пластика, в которой сверку прорезана канавка, длинным лабиринтом). Потом эту камеру ставили под микроскоп и тихонечко двигали, канавкой вдоль поля зрения, а рачков отдельно по видам подсчитывали.

И вот когда я первый раз усыпил рачков, они уснули, к моей радости, и я заглянул в микроскоп. Сначала было плохо видно, потому что они почти прозрачные. Тогда я поставил боковое освещение, как будто низкое солнце над горизонтом. Включил музыку, убрал лишний верхний свет в лаборатории - оставил немного багрового.

И вот камера медленно плывет под объективом, видно глубоко, внизу темно, а в толще воды в разных позах застыли странные животные, свесив конечности, раскинувшись, как их застал сон. Как будто случилось что-то непоправимое и ужасное, и летишь медленно над полем битвы, где мертвые - все. И играет бесконечное вступление к "Crazy diamond"...

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
212223 24252627
28 293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 12:51 am
Powered by Dreamwidth Studios